Петербургские научно-практические журналы
Меню

Итоги форума «Ориентиры детства»

 

26 августа в Москве в Крокус Сити Холле прошел II Всероссийский форум «Ориентиры детства». Самый масштабный в стране форум-интенсив для воспитателей посетили 6300 педагогов и экспертов в образовании из разных регионов России.

         Миссия форума — представить инструменты для профессионального и личностного роста педагога. Впервые Форум прошел в 2018 году. В 2019-м проведение второго Форума во многом стало возможным благодаря поддержке Фонда президентских грантов.

         Участников приветствовала Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева. Она отметила, что участие в Форуме — прекрасная возможность для педагогов дополнить свой профессиональный опыт и выстроить траекторию развития. Президент Российской академии образования Юрий Зинченко в официальном письме подчеркнул возрастающую роль дошкольного образования в обществе и указал на проблемы, связанные с цифровизацией: «С одной стороны, цифровые технологии существенно расширяют возможности обучения, а с другой — кратно сокращают сюжетно-ролевые игры детей, заменяя их совершенно новыми символическими мирами. Вторая проблема — низкий уровень саморегуляции детей, которые приходят в школу. Наша задача не только перестроиться под новые формы и способы развития детей, но и создать психологически безопасную образовательную среду, в которой дети смогут проявлять индивидуальные способности».

         На прошлогоднем Форуме был принят и впервые оглашен Манифест воспитателей России, включивший в себя 10 пунктов. По многочисленным свидетельствам самих воспитателей, за прошедший год он стал рабочим инструментом в помощь педагогу. Президент АРКАДО Эльфия Дорофеева, очертив в своем докладе круг из десяти ключевых проблем современного дошкольного образования, предложила вынести их на общественное обсуждение на сайте АРКАДО и к 15 сентября окончательно определиться, какие из них станут основой для официального обращения работников дошкольного образования к Президенту России. В числе основных проблем она назвала объединение школ с детскими садами, в результате которого происходит недофинансирование, недоучет специфики младшего возраста во многих аспектах функционирования детского сада, излишнее бумаготворчество, которым обременены воспитатели, сокращение количества воспитателей в группе. «Проблемы у школьников возникают именно потому, что они не были решены на уровне дошкольного образования», — подчеркнула, резюмируя, Эльфия Дорофеева.

         Одним из ключевых выступлений стал доклад ректора МПАДО Николая Вераксы. «Работники дошкольного образования — это бесценный капитал нашего настоящего и нашего будущего, — сказал Николай Евгеньевич. — От вас зависит не только образование детей, но и вообще судьба всей страны. От того, как мы начнем этот год, зависит не только наше с вами самочувствие, но и самочувствие всей России. От того, как будут себя чувствовать маленькие дети, их родители и вы, будет зависеть эмоциональное состояние всего нашего общества. В ваших руках сердце всего государства. Постарайтесь быть здоровыми, радостными и верить в эту миссию».

         Программу Форума продолжил член-корреспондент Российской академии образования, профессор Высшей школы экономики, автор программы личностно-ориентированной модели воспитания детей дошкольного возраста Вадим Петровский. «Важно помнить: детство самоценно. Дошкольное образование — это не подготовка к школе, а школа — не подготовка к вузу или рабочим специальностям. Профессиональная жизнь — не подготовка к пенсии, а пенсия — не подготовка к вечной жизни. Всё это самоценные периоды жизни человека».

         Заместитель ректора Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО) Ирина Комарова заострила внимание собравшихся на такой проблеме, как разрыв в образовании. «В последнее время об этом говорят во многих странах, — сказала Ирина Ильинична. — Термин «разрыв» возник в 2000-х годах, когда появилась цифровая экономика. Под разрывом понимается то, что, например, к одному населенному пункту подведен интернет-кабель, а к другому — нет. Сегодня международное сообщество обеспокоено такими разрывами, как между коренным населением и мигрантами; между здоровыми детьми и детьми с особыми потребностями; между детьми из обеспеченных и малообеспеченных семей, из образованных и необразованных. Разрывы существуют на всех уровнях и в образовании. Преодолеть разрывы — главная задача образовательного сообщества каждой страны. Как это сделать? Вкладываться в дошкольное образование. В Великобритании установили, что, если не предоставлять образования детям из малообеспеченных семей, то ежегодно экономика страны будет терять около 2 миллиардов фунтов стерлингов». Ирина Ильинична напомнила об исследовании, с которым западная общественность познакомилась гораздо раньше: о труде Джеймса Хекмана, который обнаружил, что каждый доллар, вложенный в ребенка на уровне дошкольного образования, дает впоследствии 17 долларов прибыли. Последнее исследование того же ученого свидетельствует: если хочешь, чтобы твой внук был успешным, отведи его в детский сад. В странах Евросоюза в среднем 9 из 10 детей посещают детские сады. На каждые 15 тысяч долларов, вкладываемые в дошкольников, государство ежегодно получает 250 тысяч долларов прибыли.

         «Каким же должен быть детский сад? — обратилась спикер к аудитории. — Полного дня; воспитатели в нем — со степенью бакалавра; детей должно быть 5-6 в группе, а занятий — 2,5 часа в день, не меньше. С еженедельным посещением воспитателем детей на дому, скринингом здоровья и питания каждого ребенка». По словам Ирины Комаровой, первое место в международном рейтинге доступности и качества дошкольного образования заняла Литва. «Как мы видим, далеко не все богатые страны являются лидерами этого рейтинга, — продолжила Ирина Ильинична. — Например, США занимает в нем лишь 40-е место. А Россию вообще не посчитали, так как наша страна не ведет подобных исследований».

         Воспитатель года-2018 Анастасия Шлемко поделилась секретами своей работы: «Один из факторов успешного процесса воспитания дошкольников — это привлечение родителей к процессу воспитания и обучения. У каждого воспитателя есть своя классификация родителей, и у родителей, конечно, — своя классификация воспитателей. Но только взаимоуважение и общение в рамках правового поля позволит наладить хорошие отношения. Нужно одинаково эффективно взаимодействовать и с детьми, и со взрослыми. Каждое, даже хорошо подготовленное мероприятие может пойти по другому сценарию, если предоставить пространство для детских идей, их фантазии».

         Лейтмотивом состоявшегося форума стала идея всемерного развития и становления детской личности. И, по словам академика Николая Вераксы, «где же, как не в рамках дошкольного образования, мы говорим о ребенке, как о личности?»

         По мнению Николая Евгеньевича, ситуации в образовании, связанные с пространством детской реализации, обращены в будущее. То есть здесь для ребенка открывается дорога созидания того, чего еще не было. Если в ситуациях, обращенных в прошлое (зона ближайшего развития — ЗБР), лидером является взрослый, то в ситуациях, возникающих в образовательном пространстве и связанных с построением будущего, лидером может и должен быть ребенок.

         Ярким завершением форума стал доклад Елены Шалимовой, заместителя начальника поисково-спасательного отряда «СПАСРЕЗЕРВ» — «Воспитать героя. Миссия выполнима». Елена Александровна, оказывается, в прошлом — воспитатель детского сада. Ей не раз приходилось видеть, как из мальчуганов, доставлявших взрослым только хлопоты, вырастали настоящие мужчины, герои. В заключении она привела пример героического поведения двух воспитательниц детского сада из города Ачинска Красноярского края. Из новостей многие знают, что 5 августа 2019 года там произошел взрыв на складе военных снарядов. Но лишь единицам известно, что в эпицентре взрывов находился детский сад, где оставались 15 малышей трех и пяти лет и две воспитательницы. Мужественные женщины построили детей паровозиком, накрыли матрасами и одеялами — и медленно вывели их из зоны повышенной опасности через лес к районному месту сбора.

         — Прекрасный форум, — поделилась впечатлениями воспитатель дошкольного отделения ГБОУ «Школа №64» Ксения (Москва). — Сколько новых идей, сколько вдохновения я и мои коллеги получили здесь! Будем пробовать внедрять полученные знания на практике.

         Перед участниками Форума выступила «Золотая скрипка» России, солистка международного симфонического оркестра «Таврический» Анастасия Агличева и юные артисты «Цирковой студии сестер Фоминых» (МАУК «Парки Красногорска»). Младшему из циркачей всего 4 года.

Одновременно с Форумом проходила выставка товаров и услуг для детских садов. Ведущие издательства представили методическую литературу для педагогов, провели презентации и мастер-классы.

Организаторами форума выступили Международная педагогическая академия дошкольного образования, Ассоциация развития качества дошкольного образования, Общественная палата РФ, Российское общество «Знание». Мероприятие прошло при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Фонда президентских грантов, Российской академии образования, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.